Туристическая компания Русский вояж

Курорты России, стран СНГ и Прибалтики

 8 (499) 650-77-10 

 8 (499) 650-78-10

 

Туры по регионам России

 

   Суздаль, один из красивейших русских городов и насчитывающий около 1000 лет славной самобытной истории, по обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старинного внешнего облика не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем. 

   За свою многовековую историю маленький по площади городок сумел накопить в своих пределах подлинные сокровища. Прежде всего, это архитектурные комплексы. Суздаль обладает уникальными ансамблями Покровского и Спасо-Ефимиева монастырей, Суздальского Кремля, комплекса в Кидекше. Но помимо этих шедевров древнерусского зодчества в формировании архитектурной среды большую роль играют десятки церквей, живописно разбросанных по всему городу. Именно они в совокупности с монастырями составляют музей под открытым небом, любоваться которым можно в любое время года.

   «Град Суждаль издревле преславный и знаменит бысть от многих и многонароден», - такими словами повествует летопись о древнем городе Суздале. Когда-то стольный город великого княжества, наследник Киева и предвестник Москвы, город, у которого Владимир, став столицей, не отнял особого значения, Суздаль на многие века сохранил своё величие в красоте многочисленных соборов и церквей, свидетелей его былой славы и значимости.

   Место, где основан Суздаль, было заселено славянскими племенами ещё до 9 века. Город вырос из древнего поселения в центре чернозёмной полосы на склоне узкого мыса, с трёх сторон омываемого речками Каменкой и Гремячкой.

   Учёные расходятся во мнениях относительно происхождения имени города. Одни утверждают, что своё имя он получил от названия земли – Суждаль. Древнеславянский глагол означал «создать из глины». По другим версиям, благозвучное слово Суждаль у древних мерянских племён означало «девичья песнь».

   В XI веке началась христианизация языческой Руси. Сохранился рассказ, что в 990 году греческий епископ Фёдор посетил эти места и остался здесь по просьбе князя Владимира для обращения язычников в христиан. Правда, христианство укрепилось в Суздальской земле после многолетней борьбы с язычеством.

   Ещё долгое время народными верованиями управляли волхвы. По их наущению в 1024 году был поднят мятеж. Предшествовавшие неурожаи явились причиной такого мятежа. В это время Ростово-Суздальская земля уже принадлежала великому киевскому князю Ярославу Мудрому, входила в состав Киевского княжества и занимала видное место среди городов русских земель.

   Затем город наследует Владимир Мономах. В конце XI века за обладание Ростово-Суздальским княжеством развернулась борьба между сыновьями Мономаха и князем Олегом Черниговским. Князь Олег овладел Суздалем, а, уходя, сжёг город. Суздаль быстро восстановился.

   Постепенно город отнимает первенство у стольного города Ростова и при Юрии Долгоруком становится столицей Ростово-Суздальского княжества. Суздаль переходил, таким образом, по наследству от одних правителей другим, являясь при этом одним из наиболее развитых городов княжеской Руси, центром формирования государственности, средоточием русской национальной и духовной культуры, крупным торгово-ремесленным центром.

   И, хотя в многовековой истории города было много печальных вех, когда в 1107 году Суздаль осаждали булгары, опустошившие все окрестности, в 1238 году он был захвачен и разорён монголо-татарскими полчищами, в 1611 году польско-литовскими интервентами, в 1634 году крымскими татарами, а чума 1654 года истребила половину населения, как сказочная птица Феникс, каждый раз восставал город из пепла пожарищ и разгромов.

   Отстраивались монастыри и величественные соборы, возносились колокольни, заново возводились торговые и ремесленные постройки. Жители Суздаля промышляли в основном садоводством и огородничеством, а суздальская вишня славилась далеко за пределами губернии. Они вывели свои местные сорта яблок. Ежегодно в городе проводилась ярмарка, на которую съезжались купцы со всей России. Но вот железная дорога обошла Суздаль стороной, и он остался в стороне от экономически развитых районов.

   К концу 19 века здесь проживало восемь тысяч человек, большую часть из которых составляли мещане. Но, несмотря на бедность и малочисленность, жители города продолжали сохранять и обхаживать храмы и монастыри с богатыми ризницами и драгоценными памятниками древнерусского искусства.

   В настоящее время Суздаль – крупный туристический центр, столица Золотого кольца России. Он привлекает многочисленных туристов – российских и зарубежных. За сохранение культурного наследия и развитие туризма в 1982 году ФИЖЕТ, международная организация вручила Суздалю престижную награду – Золотое яблоко.

   В 1992 году главные архитектурные ансамбли города – Кремль, Покровский и Спасо-Ефимиев монастыри, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

   Суздальский кремль служил первоначально ядром, вокруг которого разросся средневековый ансамбль Суздаля. На рубеже XI-XII веков здесь была сооружена крепость, окружённая кольцом земляных валов. По валам были возведены бревенчатые стены с башнями.

   В кремле находится древнейшее сооружение города – собор Рождества Богродицы XIII-XVI веков, выстроенный на месте собора времён Владимира Мономаха. Собор был сложен из пористого известняка и украшен рельефами, масками и пояском. Его фасады украшены скульптурными женскими масками, а перспективные порталы и аркатурно-колончатый пояс – растительным орнаментом.

   В южном и западном притворах сохранились древние двустворчатые двери «златые врата» XIII века, выполненные в технике «огневого золочения». Изображения на них посвящены жизни Христа, Богоматери, деяниям архангела Михаила – покровителя русских князей.

   Внутри храм залит синевой поздних росписей, за которыми нельзя не заметить живописных фрагментов более глубокой старины, пленяющих чётким рисунком и какой-то удивительной мягкостью палитры. Сохранился резной иконостас XVII века. В некрополе собора находятся захоронения князей Шуйских.

   В соборе сохранились выносные иконы и большой выносной фонарь XVII столетия в виде пятиглавого храма для освещения крёстного хода во время пасхальных праздников. Напротив собора – Крестовая палата. От невысокого крыльца, увенчанного зелёным черепичным шатром, лестница ведёт в просторные сени, и, пройдя широкий портал, можно оказаться в огромном зале Архиерейского дома.

   В центре зала – длинный стол со стульями и с креслом владыки во главе. Стены украшены портретами царей и суздальских иерархов. Вдоль стен расположились лавки, обтянутые красным сукном, а на окнах – дорожные сундуки, окованные железом. Украшением зала служат роскошные люстры и две печи голландского образца. В анфиладе архиерейских покоев расположились музейные экспозиции.

   Покровский монастырь - это действующий женский монастырь. От Спасо-Ефимиева монастыря на него открывается чудесный вид. Датой основания Покровского монастыря считается 1364 год, однако архитектурный ансамбль его сложился в XVI веке.

   Тон всему ансамблю задаёт Покровский собор, возведённый неизвестными мастерами в 1518 году. В соборе не было росписи. Его белые стены и керамический пол могли бы создать впечатление подчёркнутого аскетизма, но великолепные иконы и произведения художественного шитья, являющиеся гордостью музея, делают интерьер изысканным и праздничным.

   Судьба этой обители необычна. В XVI-XVII веках монастырь стал местом заточения аристократических узниц, местом ссылки опальных цариц и женщин знатных фамилий. Среди его монахинь и стариц были дочь и племянница Ивана III, жена Василия III – Соломония Сабурова, жена царевича Ивана Евдокия, одна из жён Ивана Грозного Анна Василичикова; 19 лет провела здесь первая жена Петра I Евдокия Лопухина.

   Печальную память о пожизненных узницах хранит усыпальница в подклете Покровского собора. Спасо-Евфимиев  монастырь был основан в 1352 году. Древние стены монастыря укрепляют 12 башен. Главная проездная башня богато украшена поясками, наличниками.

   На территории монастыря в конце находится Спасо-Преображенский собор конца XVI столетия, монументальный и строгий. Внутри собора – фрески XVII века известных костромских мастеров Гурия Никитина и Силы Савина, нарядным ковром покрывающие все стены внутри собора. Эти росписи полны живых подробностей и жизненных наблюдений.

   Оригинальна по композиции звонница монастыря. Её облик складывался на протяжении двух столетий. Рядом с собором находится трапезная с Успенской шатровой церковью, которая является одним из уникальных шатровых храмов в Руси. В XVII веке был построен архимандритский дом с высокими кровлями, деревянными галереями и крылечками. А в родовой усыпальнице в 1642 году был захоронен князь Пожарский. Со второй половины XVIII века монастырь служил местом заточения.

 

 


 

   Суздальский Кремль является старинным центром города, его ядром. Кремль расположен в излучине реки Каменки.

   Первоначально это была крепость, заложенная в X веке. Крепость окружали со всех сторон земляные валы, общей протяжённостью 1400 метров. А на валах возвышались бревенчатые стены и башни.

   Кремль предназначался для князя и его окружения. Во второй половине XV века все оборонительные сооружения укрепляются, и возводится новая рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами, которые впоследствии сгорели.

   Сохранились земляные валы, рвы, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Вознесенским собором. Рождественский собор является замечательным творением белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода.

   Впервые Рождественский собор был упомянут в 1222 году в Лаврентьевской летописи. Он был построен на месте обрушившегося храма Успенской Богородицы, заложенного ещё князем Владимиром Мономахом в конце XI века. При постройке Рождественского собора применялись необычные техники, характерные для Северо-Востока Руси.

   Cтены собора изнутри выкладывались из кирпича-плинфы и были облицованы с двух сторон мощными блоками известняка. Его фасады были украшены белокаменной резьбой. Но в своём первоначальном облике храм не дошёл до нашего времени.

   Из-за уникальных сочетаний кирпича и белого известняка, использовавшихся при постройке Рождественского собора, и ряда других причин, храм постепенно разрушался, затем снова реставрировался.

   В XVII веке Рождественский собор получает новую жизнь. При епископе Серапионе храм был расписан, пристроены приделы святых Феодора и Иоанна. При епископе Иларионе в соборе были разобраны огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и престол трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

   Собор был снова освящён в 1683 году. В настоящий момент Рожественский собор является древнейшим памятником архитектуры Суздаля. После большого перерыва в 1991 году в соборе прошли первые торжественные богослужения.

   В 1995 году здесь совершил службу Патриарх всея Руси Алексий II. Рождественский собор включён в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Другим древним памятником Кремля являются Архиерейские палаты.

   Архитектурный ансамбль архиерейского двора складывался в течение трёх столетий с  XV – по XVIII века. Сначала это были палаты суздальского духовного владыки, а затем появилась и Благовещенская Трапезная церковь.

   В 1635 году рядом была пристроена колокольня с высоким шатром и часами-курантами, где в среднем её ярусе располагалась домовая церковь. Облик Архиерейского двора полностью был обновлён с приходом митрополита Илариона, который и создал сложный, внушительный и стилистически богатый архитектурный комплекс Архиерейского двора. Таким мы можем видеть его и сегодня.   

 

 


 

   Покровский монастырь был основан в 1364 году. В XVI веке он становится местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий.

   Тогда и начал складываться архитектурный облик монастыря, где доминирующей постройкой становится Покровский собор.

   Храм был возведён в 1518 году неизвестными мастерами. Этот торжественный, и в то же время очень лиричный  храм является одним из самых поэтичных древних памятников Суздаля.

   Покровский собор украшали поистине талантливые мастера, которые создали уникальную внешнюю облицовку храма в виде белокаменной резьбы, характерной для Суздаля в то время. Однако, внутреннее убранство храма, пол, стены оставили без декора, тем самым делая его аскетичным.

   Уникальным украшением и главным достоянием Покровского собора стали изделия художественного шитья, великолепные иконы, которые сделали интерьер храма изысканным.

   Рядом с Покровским собором находится шатровая колокольня, соединённая с храмом галереей. Своеобразная архитектура Покровского собора повторяется в другом старинном памятнике монастырского ансамбля – Святых воротах 1518 года, в которых расположена Благовещенская церковь.

   К северу от главного храма была построена трапезная палата, которая восхищает своим интерьером с мощными сводами. Редким образцом монастырской архитектуры служит маленькая поварня, где готовилась монастырская пища.

   Здесь также можно увидеть уникальную старин  интерьера XVII – XIX веков. В  XVI – XVII  веках Покровский монастырь считался одним из самых крупных на Руси. одной из первых узниц монастыря стала жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная в 1525 году под именем царицы Софии. 

   Среди других знаменитых узниц  были дочь Ивана III  Александра, жена Ивана Грозного Анна Васильчикова, вдова Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская и т.д. Имена всех знатных женщин, постриженных в Покровский монастырь, можно увидеть в усыпальнице Покровского собора.    

 

 


 

   В Суздале, на самой вершине города находится Ризоположенский монастырь постройки начала XIII века.

   Этот монастырь прославился духовными подвигами монахини Евфросинии, дочери князя Михаила Черниговского, принявшего мученическую смерть в Орде. В первоначальном своём виде Ризоположенский монастырь не сохранился, его заменили постройки более позднего времени XVI – XIX веков.

   Сначала деревянные, затем каменные постройки были возведены, начиная с XVI  века. Главной из них является Ризоположенский собор первой половины XVI века, со строгими пропорциями своего времени.

   Его гладкие стены разрезают простые амбразуры окон. К западной части собора пристроена паперть, которая отличается богатым декором с резным порталом и узорчатыми наличниками.

   По своему уникальна другая постройка Ризоположенского монастыря – двух ярусные Святые ворота, служившие парадным входом. Их возвели в 1688 году три суздальских мастера того  времени – И.Мамин, А.Шмаков, И.Грязнов.

   Главным украшением Святых ворот служат цветные изразцы и декоративные оконца, в искусной простоте которых прослеживается огромный талант древних мастеров.

   Преподобенская 72-метровая колокольня Ризоположенского монастыря была возведена в 1813 – 1819 годах в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Колокольня выполнена в стиле классицизма, её уходящие ввысь и сужающиеся ярусы венчает мощный портал со шпилем, который виден за многие километры.

   Характерным является и то, что в ограде Ризоположенского монастыря сохранились Святые ворота Троицкого монастыря, когда-то существовавшего здесь. Последней постройкой Ризоположенского монастыря была Сретенская Трапезная церковь 1882 года. Она выполнена в псевдорусском стиле. Впоследствии от неё сохранились лишь  кирпичные стены и остатки былого декора.

   В 1923 году Ризоположенский монастырь разделил участь многих старинных духовных обителей и был закрыт. Его 12 колоколов сняли и отправили на переплавку. В Ризоположенском соборе устроили электростанцию, а Святые ворота стали служить складом для горючего.

   В 1999 году монастырь был передан русской православной церкви. Жизнь в монастыре снова возродилась. Теперь это женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии, является также объектом Владимиро-Суздальского музея-заповедника.  

 

НАПРАВЛЕНИЯ И КУРОРТЫ

Туры в СНГ